Прежде всего в процессе непосредственного, живого общения отец и мать имеют возможность оказывать воспита­тельное воздействие на ребенка лич­ным примером, разъясняющим и убеждающим словом, а порой даже и молчанием. Общение позволяет им поддерживать духовную близость с детьми, познавать их внутренний мир, выяснять, чем они живут, инте­ресуются, к чему стремятся и т. д.

Общение с родителями важно для детей любого возраста, но осо­бенно большое значение оно имеет для дошкольников. С первых дней жизни ребенок нуждается не только в заботе близкого взрослого челове­ка, но и в его внимании, в душевном контакте с ним. Только в общении с себе подобными ребенок посте­пенно становится настоящим чело­веком, личностью.

Одно из главных условий нор­мальных взаимоотношений родите­лей с детьми — соблюдение педаго­гического такта, т. е. чувства меры, помогающего найти правильный подход к ребенку. Педагогический такт предполагает способность предвидеть возможную реакцию сына или дочери, конкретные результаты воздействия на них роди­телей. К сожалению, именно его порой не хватает отцам и матерям. На овладение педагогическими зна­ниями и умениями не следует жалеть времени. В основе тактичного отно­шения — уважительное отношение к ребенку, вера в него, стремление к правде и справедливости. Лишь это укрепит родительский авторитет, обеспечит установление надлежа­щего взаимопонимания.

Формирование личности ребенка в семье происходит в основном двумя путями: под влиянием образа жизни, общей атмосферы семьи и в результате специального воспита­тельного воздействия родителей, старших членов семейного коллектива.