Прежде всего в процессе непосредственного, живого общения отец и мать имеют возможность оказывать воспитательное воздействие на ребенка личным примером, разъясняющим и убеждающим словом, а порой даже и молчанием. Общение позволяет им поддерживать духовную близость с детьми, познавать их внутренний мир, выяснять, чем они живут, интересуются, к чему стремятся и т. д.
Общение с родителями важно для детей любого возраста, но особенно большое значение оно имеет для дошкольников. С первых дней жизни ребенок нуждается не только в заботе близкого взрослого человека, но и в его внимании, в душевном контакте с ним. Только в общении с себе подобными ребенок постепенно становится настоящим человеком, личностью.
Одно из главных условий нормальных взаимоотношений родителей с детьми — соблюдение педагогического такта, т. е. чувства меры, помогающего найти правильный подход к ребенку. Педагогический такт предполагает способность предвидеть возможную реакцию сына или дочери, конкретные результаты воздействия на них родителей. К сожалению, именно его порой не хватает отцам и матерям. На овладение педагогическими знаниями и умениями не следует жалеть времени. В основе тактичного отношения — уважительное отношение к ребенку, вера в него, стремление к правде и справедливости. Лишь это укрепит родительский авторитет, обеспечит установление надлежащего взаимопонимания.
Формирование личности ребенка в семье происходит в основном двумя путями: под влиянием образа жизни, общей атмосферы семьи и в результате специального воспитательного воздействия родителей, старших членов семейного коллектива.