Проблемы общественной жизни властно вторгаются во внутренний мир семьи. Данная жизнь вовлекает в решение этих проблем все поколения российских людей. Все меньше становится равнодушных, пассивно выжидающих, как дальше пойдут дела. Это не может не повлиять и на содержание обсуждаемых в семье вопросов.
Особая сложность в том, что только в наши дни прямо и откровенно говорится и о трагических страницах истории нашего общества в 30-50-e годы, и о периоде застоя, о перерождении в преступников ряда руководящих деятелей партии и государства.
Обсуждать эти вопросы родителям с детьми, учителям с учащимися очень нелегко. Но такой разговор (и не один) в семье, в школе необходим. Его можно убедительно вести только с позиций правды, не исключая и ответов на вопросы детей о том, каких взглядов придерживались родители, как они вели себя в застойные годы, как относились и относятся к культу личности Сталина.
Нельзя «изолировать» детей ни от экономических трудностей (роста цен, нехватки товаров) — их испытывает каждая семья, ни от фактов социальной несправедливости — их особенно болезненно воспринимают молодые люди, ни от политического противоборства, консервативными силами, с бюрократизмом и групповым эгоизмом, ни от новых явлений в литературе и искусстве.
Все это может и должно быть предметом разговоров и обсуждений в семье, в которых вырабатывается свое «общественное мнение». Чем принципиальнее и правдивее будут эти обсуждения, чем больше родители и дети будут доверять друг другу и становиться единомышленниками, тем здоровее будет вся нравственная атмосфера в семье и в целом в обществе. Взрослым членам семьи можно посоветовать: если есть возможность, берите с собой ребят на лекции, беседы, собрания и сами ходите на их диспуты, вечера, в клубы.